Cinematograph — некоммерческий журнал, направленный на просвещение масс в сфере кинематографа. Авторы проекта берут интервью у андеграундных и популярных деятелей, анализируют культовые, мейнстримные и артхаусные фильмы,
а также пишут статьи об истории киноискусства и развитии его технической составляющей.
17–29 мая в шести городах России при поддержке CoolConnections пройдёт второй фестиваль лучших короткометражных фильмов Австралии Short + Sweet. В прошлом году мы взяли интервью у куратора фестиваля Грега Долгополова, профессора кинематографии из Университета Нового Южного Уэльса. В этот раз мы решили ближе познакомить вас с фильмами, которые откроют Австралию с новой стороны. И в подборке не будет «Безумного Макса» и «Крокодила Данди»!
«Опасное пробуждение»
(реж. Тед Котчефф, 1970)
Забавно, что именно уроженец Канады Тед Котчефф, а не видный режиссёр пятого континента, снял настолько откровенное кино о подноготной австралийской глубинки. По сюжету учитель Джон Грант попадает в кровожадный, полный лицемерия мир провинции и грязнет в пороке, бесконечных играх и выпивке. Это честный и исчерпывающий взгляд иностранца на Австралию и кризис культуры, который покажет вам неприятную изнанку страны, скрытую за простотой и искренностью. К тому же узнаете об истоках ozploitation — австралийского эксплуатационного кино.
«Обход»
(реж. Николас Роуг, 1971)
Шедевр национального кино и квинтэссенция всех этнических мотивов. Пугающая картина о детях, застрявших в бескрайней пустыне с аборигеном, проходящим обряд инициации. Один фильм — как огромное зеркало буйной и в это же время гармоничной природы Австралии. Оно рассказывает о пугающей связи нового и старого народов страны и передаёт главные коллективные бессознательные страхи.
«Пикник у Висячей скалы»
(реж. Питер Уир, 1975)
Эта мистическая драма режиссёра «Шоу Трумана» повествует о таинственной пропаже школьниц и их учительницы. Она до сих пор является почвой для ожесточённых дискуссий и трактовок. Лезть во все версии мы, разумеется, не будем, достаточно сказать, что в этом фильме скрывается интереснейший национальный комплекс — стремление к самобытности, созданию своей, не зависимой от Британии, культуры. Во время просмотра рекомендуем обратить внимание на детали, создающие контраст между британским, инородным, и австралийским, гармоничным.
«Галлиполи»
(реж. Питер Уир, 1981)
В этой истории о двух сельских парнях, которые добровольно пошли на участие в Первой мировой, многие отметили идею о сохранении достоинства, даже когда мир раскалывается на части. Но нам интересно другое: как мастерски кино исследует проблему поиска национальной идентичности. С этой войной связано одно из самых больших национальных разочарований австралийцев — именно после неё в обществе остро встал вопрос о бессмысленности защиты интересов Британии и нужде в появлении австралийского единства.
«Кинотюрьма будущего»
(реж. Брайан Тренчард-Смит, 1986)
Ключевая работа в австралийском эксплуатационном кино и главный фильм — даже по уверению Квентина Тарантино — Брайана Тренчарда-Смита. Антиутопия о парне по прозвищу Краб и его девушке Кармен, которые заезжают в кинотеатр на колёсах, на самом деле являющийся эдаким концентрационным лагерем, мини-государством в государстве, где есть своя национальная политика с мигрантами и даже воющие классы. Симпатичная метафора, отражающая недовольство политическим строем и устоями, — тем более что именно она стала наиболее ярким протестным высказыванием всего австралийского кино. Возможно, популистский и громкий, зато панковый и радикальный.
«Приключения Присциллы, королевы пустыни»
(реж. Стефан Эллиотт, 1994)
Говоря о кинематографе любой страны, где действовала строгая государственная политика, нельзя обойти тему квир-кино. Этот случай особенный. «Приключения Присциллы» сорвали внушительную кассу в 11 миллионов и стали одним из первых фильмов о сексуальных меньшинствах, оголяющих нерв консервативного и нетерпимого национального нрава. Однако это кино не только о тяготах угнетаемых — оно скорее о том, как важно, не сетуя на положение, выходить из всех ситуаций с высоко подтяной головой. А ещё — классный цветастый мюзикл с привлекательным сеттингом австралийских пустынь и дорог и Хьюго Уивингом с Гаем Пирсом в главных ролях.
«Взгляд изнутри»
(реж. Эндрю Доминик, 2000)
Криминальная драма, основанная на истории преступника Марка «Чоппера» Рида, который с 16 лет работал внутри преступных схем и тюремной политики. Портрет одного из самых опасных людей Австралии и смелая критика правоохранительной и тюремной системы страны. Не самое яркое в контексте всего кинопроцесса, но важное на начало 2000-х годов.
«Бремя»
(реж. Бен Хоулинг, Иоланда Рамке, 2017)
Единственный современник в списке и кино, выглядящее аутсайдером на фоне всех прошлых лент. Зомби-муви о заражённом отце, который, постепенно превращаясь в монстра, должен позаботиться о малолетней дочери. Лощёный, выкроенный по стандартам западного зрителя, этот фильм всё-таки встраивает в стандартную историю несколько интересных национальных мотивов. Удобная и утрированная выжимка для тех, кто хочет узнать, как выглядит развлекательное национальное кино.